Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя "Детский сад №88"

Адрес299045, Российская Федерация, Город Севастополь, Гагаринский, Дмитрия Ульянова, 14

Контакты администрации 8(692)240361 gbdou88@sev.gov.ru

Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

ovz_5.jpg       Определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие
категории:
• с нарушением слуха;
• с дисфункцией речи;
• с патологией опорно-двигательного аппарата;
• с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
• с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
• дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
      Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых
определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит
дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Цель психолого-педагогического сопровождения:
создание комплексной системы психолого-педагогических условий,
способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту
детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
 выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
 осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей
(в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
 возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями
здоровья и детьми- инвалидами, посещающих дошкольное
образовательное учреждение.

Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса
Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями).
Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПк консилиумом ДОУ, в который входят старший воспитатель и специалисты
Составление сетки занятий и перспективного плана для детей, обучающихся по коррекционной программе
Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ.
Реализация индивидуальной программы или маршрута.
Проведение промежуточной диагностики и анализ.
Консультирование родителей

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются                   специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед),  а     воспитатель знакомится с полученными данными.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

  • Беседа с родителями;
  • Изучение медицинской карты ребенка;
  • Обследование физического развития;
  • Обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Далее  под  руководством  педагога-психолога  в  дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

 
 
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ
(педагога-психолога,  учителя-логопеда,  воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медперсонала ) в работе с ребенком
с особыми образовательными потребностями следующая:
Специалисты Функции специалистов
Педагог-психолог
  • организует взаимодействие педагогов;
  • разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
  • проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
  • организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
  • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  • •проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед
  • диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;• составляет индивидуальные планы развития;
  • проводит индивидуальные занятия(постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия(формирование фонематических процессов);
  • консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы.
Музыкальный руководитель
  • Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
  • Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре
  • Осуществляет укрепление здоровья детей;
  • Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Медицинский персонал
  • проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
  • осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
Воспитатель
  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально.
  • Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
  • применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.